В связи с внедрением в образование ФГОС обязательным для учащихся становится внеурочная деятельность, которая направлена на развитие личности школьника.
В материалах ФГОС понятие «внеурочная деятельность», рассматривается как неотъемлемая частью образовательного процесса, и характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы. При реализации своих задач, она одновременно направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы образовательного учреждения.
В материалах сопровождения ФГОС (в частности в Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения) констатируется, что внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д.
Необходимость «разведения» внеурочной деятельности и дополнительного образования детей связано с тем, что, имея много общего, эти две сферы обладают и значительными различиями.
Общими характеристиками внеурочной деятельности и дополнительного образования являются:
· время реализации — вне или после обязательных учебных занятий и основных учебных программ;
· формы организации (кружки, секции, клубы) и виды деятельности (художественная, спортивная, досуговая и др.);
· связь с учебным процессом и социально-культурной деятельностью школы.
Характеристиками, различающими внеурочную деятельность и дополнительным образованием являются:
Внеурочная деятельность |
Дополнительное образование |
организационная «единица» – («модуль») внеурочной деятельности – класс или группа одноклассников, ровесников |
организационная «единица» дополнительного образования детей – творческий коллектив, состоящий из детей и подростков разных классов и возрастов |
внеурочную деятельность осуществляют в основном классные руководители, воспитатели ГПД, педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования |
занятия в творческих объединениях ведут педагоги дополнительного образования, имеющие, как правило, базовую непедагогическую профессию (инженер, эколог, художник, музыкант и т.п.) и получившие в дальнейшем квалификацию, позволяющую работать с детьми. |
взаимодействие между учителем и учениками |
взаимодействие между педагогом (мастером, тренером) и ребенком |
внеурочная деятельность в целом организуется педагогами, школьникам же предлагается принять участие в тех мероприятиях, которые включены в сформированный ими план (на уровне класса или школы); в этом случае степень свободы у ребенка значительно меньше: ему трудно отказаться о тех дел, в которых участвуют его класс. |
дополнительное образование предоставляет возможность свободного выбора форм и видов деятельности самому ученику (или ребенку совместно с родителями). |
Сказанное не означает стремления доказать большую значимость внеурочной деятельности или дополнительного образования. Однако очевидна необходимость сохранения и развития той и другой сферы, их специфики и функций. Более того, необходимо их гармоничное соединение с основным образованием.
Такой подход позволяет создать единое образовательное и культурное пространство, и что наиболее существенно, расширить пространство детства, в котором у ребенка появляется возможность сменить статус неуспевающего на успешного, роль ученика на роль ребенка, подростка – спортсмена, художника, актера и значительно расширить круг общения.