Инновационная деятельность образовательных организаций Приморского района

«Инновационный педагогический поиск рассматривается как одно из главных условий развития образовательной системы. Творческие инициативы отдельных педагогов и педагогических коллектива направлены на обеспечение качества обучения и воспитания подрастающего поколения.
Можно сказать, что продуктивный поиск и проявление инициатив возможно в благоприятной среде, которая способствует возникновению нового, его становлению в практической деятельности и последующему распространению идей, продемонстрировавших свою устойчивость и дающих реальные инновационные эффекты» отмечает в своем выступлений Председатель Комитета по образованию, Заслуженный учитель Российской Федерации Жанна Владимировна Воробьева.
Созданная система работы инновационных площадок способствует появлению, развитию и распространению инноваций. В Приморском районе Санкт-Петербурга работают образовательные учреждения в статусе региональных экспериментальных площадок. Направления инновационной деятельности образовательных учреждений соответствуют направлениям Программы развития районной образовательной системы, региональным и федеральным документам.

В 2019-2020 учебном году в статусе региональных экспериментальных площадок работают 6 образовательных организации Приморского района.

#

ГБОУ

Тема

Сроки

1

ГБОУ Лицей № 64

Использование подхода системной инженерии в средней школе как средство подготовки обучающихся к «образованию в течение всей жизни»

01.01.17-31.12.19

2

ГБДОУ № 45

Формирование у воспитанников навыков эмпатии в образовательном процессе

01.01.17-31.12.19

3

ГБОУ СОШ № 43 с углубленным изучением иностранных языков «Лингвистическая школа»

Сетевая педагогическая поддержка опережающего внедрения ФГОС среднего общего образования

01.09.17-31.08.20

4

ГБОУ гимназия № 116

Формирование в образовательном учреждении условий для профессионального развития педагогов, соотнесенных с идеями национальной системы учительского роста

01.01.19-31.12.21

5

ГБОУ СОШ № 598 с углубленным изучением математики, химии и биологии

Использование комплексного анализа результатов оценочных процедур для принятия управленческих решений, направленных на развитие образовательной организации

01.09.19-31.08.22

Ресурсный центр ДО

1

ГБУ ДО «Китеж+»

Сетевые формы реализации дополнительных общеразвивающих программ»

01.01.18-31.12.20

В поддержке инновационной деятельности и педагогического творчества ИМЦ Приморского района работает по следующим направлениям:
  • проекты в сотрудничестве с Русским музеем;
  • проекты в сотрудничестве с Президентской библиотекой;
  • проекты в сотрудничестве с ИТМО;
  • управленческий проект «ТАЛАНТ».
19 образовательных организации будут в течение года проводить различные мероприятия по сопровождению инновационной деятельности в районе. В 2018-2019 учебном году в статусе региональных экспериментальных площадок работало 6 образовательных организации Приморского района. Из них один ГБДОУ и остальные ГБОУ. Одна организация продолжила работу в статусе ресурсного центра дополнительного образования. За учебный год, в рамках работы РЭП разработаны, представлены и опубликованы:
  • 2 публикации в академических изданиях;
  • 36 печатных издания;
  • 5 электронных издания, имеющие свидетельство о государственной регистрации в качестве СМИ;
  • 19 отдельных изданий,
  • 13 районных изданий,
  • 12 изданий образовательных учреждений в виде сборника или пособия.
Региональные площадки активно проводят городские и районные мероприятия, на которых делятся своими наработками. Согласно плану работы проводятся различные мероприятия конференции, семинары, мастер-классы, которые очень востребованы среди образовательных организаций. Кроме признанных региональных площадок, 21 образовательная организация работала в течение года по сопровождению инновационной деятельности в районе. Было проведено:
  • Международных конференций -2;
  • Всероссийских конференций -2;
  • Городских конференций 3;
  • Городских семинаров – 8;
  • Районных семинаров -7;
  • Городской конкурс – Гимназические чтения – 1;
  • Районная ярмарка педагогических достижений 1;
  • Мастер-класс -1.
Образовательные организации активно участвовали в международных, федеральных, региональных проектах. В прошедшем учебном году от Приморского района на Петербургском международном образовательном форуме приняло участие 11 образовательных организаций, которые провели 12 площадок с различной тематикой. Школы делились с педагогической общественностью со своими наработками и опытом в образовании и воспитании обучающихся. Район достойно принял участников Международного педагогического образовательного форума. Каждая площадка получила высокую оценку о своих мероприятиях. В 2017-2018 учебном году в статусе региональных экспериментальных площадок продолжили работу - 7 образовательные организации Приморского района Санкт-Петербурга. Из них два ГБДОУ и остальные ГБОУ. Так же в районе работает в статусе педагогической лаборатории, и в статусе ресурсного центра дополнительного образования по одной образовательной организации. По результатам деятельности РОЭП разработаны и представлены:
  • 13 программ: (образовательные, внеурочной деятельности, работы с родителями, социальной компетенции, адаптированные коррекционно-развивающие, повышения квалификации и др.)
  • 2 технологии: предметные тренажёры по развитию речевой культуры, совершенствование технологии гуманитаризации математического образования.
  • 17 методических разработок: (методическое пособие «Модель ученического самоуправления «Школа социального проектирования», методические рекомендации по созданию единого цифрового ресурса школы, методические рекомендации по осуществлению социального партнерства участников образовательного процесса в целях повышения качества образования, методические рекомендации «Организация сетевого взаимодействия дошкольной образовательной организации», методическое пособие «Социальные акции и волонтерское движение дошкольников в детском саду», квест-игра «Гуси – лебеди», картотека дидактических игр на формирование навыков эмпатии и др.)
  • 7 диагностических разработок: (диагностические материалы по оценке эффективности модели сетевого взаимодействия ДОУ, апробация разработки диагностических материалов по выявлению уровня сформированности ОКК у учащихся, разработаны анкеты по опросу родителей, учащихся, учителе по организации ВД и др.).
  • 2 методики: (методика формирования ценностных ориентаций личности школьника и опыта личностной саморегуляции учащихся 8-11 классов, апробация методики выявления зависимости самоопределения от сформированности ОКК).
  • 10 моделей: (модель ученического самоуправления «Школа социального проектирования», модель внутришкольной системы педагогического мониторинга индивидуального здоровья обучающихся, модель сетевого взаимодействия как фактора повышения качества образования в дошкольном образовательном, модель формирования общекультурной компетентности как необходимого условия самоопределения личности школьника в окружающем, модель системы внутрифирменного повышения квалификации педагогов, участвующих в инновационной деятельности и др.).
Опубликовано 33 статьи; 12 сборников и пособий, 7 - другого издания. Из них 1 академическое издание, 26 в печатных журналах, газетах; 2 электронных изданий; 7 отдельных изданий; 2 районных изданий; 6 изданий ОУ. Отчеты и мероприятия РЭП проводятся согласно плана работы города и района. В 2016-2017 учебном году 17 образовательных учреждений закончили свою деятельность, как районный инновационные площадки в декабре 2016 года. В феврале 2017 состоялись публичные отчеты. По результатам деятельности инновационных площадок образовательным организациям рекомендовано участие в конкурсах инновационных продуктов городского и районного уровня. По результатам деятельности РОЭП в 2016-2017 учебный году разработаны и представлены:
  • 9 программ (образовательные, воспитательной, внеурочной деятельности, работы с родителями, и др.)
  • 4 технологии (Кадровая технология «Опорный мастер», Социокультурный проект,«Экология и мы», Технология достижения личностных результатов образования Совершенствование технологии гуманитаризации математического образования и др).
  • 11 методических разработок (Система независимой оценки качества знаний выпускников начальной школы ы предметной области «Информатика и ИКТ», Разработка средств педагогических измерений (тестов) для автоматизированной системы измерений по предметам естественнонаучного цикла (основная школа), Педагогические измерения в системе оценки качества подготовки учащихся 9-х классов по общественным наукам (истории и обществознанию) и информатике, Модель образовательного модуля, Кластер социально-коммуникативной компетенции ребенка дошкольного возраста, отражающий показатели эмпатии, Теоретическое обоснование, разработка и реализация ряда интегрированных уроков, объединённых общей тематикой погружения в определённую историческую эпоху с учётом современного ФГОС и др.)
  • 8 диагностических разработок (Мониторинг готовности коллектива ОУ к внедрению профессионального стандарта «Педагог», Комплексные экспресс-методики оценки удовлетворенности субъектов образовательного процесса, Методика скетч-проектирования, Опрос по организации ВД для родителей и обучающихся, Разработка диагностических материалов по выявлению уровня сформированности ОКК у учащихся, а также приемов саморегуляции в образовательном процессе).
  • 5 методик (Модель внутришкольной системы педагогического мониторинга индивидуального здоровья обучающихся, Методика работы с системой удалённой диагностики профессионально-личностного развития педагога, Методика разработки и реализации в УВП учительского проекта «Проект в проекте», Совершенствование комплексного оживления картин русских и зарубежных художников и др.)
  • 10 моделей (Модель сетевого взаимодействия с социальными партнерами как фактора повышения качества образования в условиях реализации ФГОС дошкольного образования, Дорожная карта (модель) перехода коллектива ОУ к работе по требованиям профессионального стандарта «Педагог», Инновационная модель организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся, Ученического самоуправления «Школа социального проектирования» и др.)
Опубликовано 13 статей,3 сборника и пособия и др. В статусе региональных экспериментальных площадок продолжают свою деятельность 6 образовательных учреждений Приморского района и 1 образовательное учреждение – в статусе школа - лаборатория. Все мероприятия этих ОУ проводятся в соответствии с годовым планом работы района. По результатам деятельности РОЭП в 2015-2016 учебный году разработаны и представлены:
  • 21 программа (образовательные, внеурочной деятельности, работы с родителями, социальной компетенции, адаптированные коррекционно-развивающие и др.)
  • 10 технологий (Реализация принципов «педагогики успеха» в дошкольном учреждении, гуманитаризация математического образования, технология самообследования педагогического коллектива по вопросу о готовности к внедрению профессионального стандарта «Педагог», система независимой оценки качества знаний выпускников начальной школы в предметной области «Информатика и ИКТ» и др).
  • 23 методические разработки (Система оценивания метапредметных умений учащихся 5-7х классов; Разработка требований к содержанию урока на метапредметной основе; Методика педагогического измерения грамотности выпускника начальной школы в предметной области «Литературное чтение»; Проект «Музей науки»; Проект «День ООН»; Методика проектирования системы социального партнерства; Методическая разработка классных часов по каждой подпрограмме с интерактивным приложением и др.)
  • 13 диагностических разработок (Диагностика на основе классификатора задач,
  • Разработка диагностических материалов по выявлению ОКК у старшеклассников, Оценка социализированности детей-сирот, Диагностика ценностных ориентиров родителей в духовно-нравственном воспитании детей и др.).
  • 10 методик (Методика педагогического измерения грамотности школьника в предметных областях научных знаний, Оживление картин русских и зарубежных художников, Проектная деятельность «Проект в проекте», Мониторинг «Качественные изменения на всех уровнях опытно-экспериментальной работы» и др.).
  • 6 моделей (Модель трехстороннего взаимодействия (школа-музей–вуз) в образовательно-культурной среде, Создание информационной модели обучения детей с разными типами восприятия информации при интеграции естественнонаучного и лингвистического образования с учетом современных требований ФГОС. Этапы пути. стр 61-65 Педагогические поиски, выпуск IX.2015г, Модель интернальных условий интеграции детей с отклонениями в умственном развитии при коррекционно-развивающем обучении по адаптированным программам VIII вида (1 и 2 варианта) в специальной (коррекционной) школе и др.).
Опубликовано 53 статьи; 22 сборника и пособия, 53 другое издание; из них 23 в печатных журналах, изданиях, 29 электронных изданий, 12 отдельных изданиях, 5 районных изданиях, 8 изданий ОУ. Система управления инновационной деятельностью осуществляется по следующим направлениям:
  • ежегодно ОУ, работающие в режиме экспериментальной площадки представляют отчет о ходе эксперимента, исследования или диссеминации опыта и перспективное планирование на учебный год; по итогам отчета принимается решение о пролонгировании деятельности ОУ в данном статусе или прекращении деятельности ввиду отсутствия видимого результата;
  • система повышения квалификации педагогических кадров Приморского района, участвующих в инновационной деятельности, включает в себя: курсы, обучающие семинары индивидуальные консультации для руководителей и заместителей руководителей по научно-методической и опытно-экспериментальной работе ОУ с привлечением сотрудников АППО, РГПУ им. А.И.Герцена и РЦОКОиИТ; курсы повышения квалификации для учителей района на базе АППО, РГПУ им. А.И.Герцена,
  • РЦОКОиИТ, ГУ ИТМО, ресурсных центров и ИМЦ;
  • проведение независимой экспертизы инновационной деятельности общеобразовательных учреждений.
Кроме того, принимались во внимание следующие факторы. Требования к качеству продукции, представляемой ОУ – районной экспериментальной площадкой:
  • соответствие потребностям развития образовательной системы Приморского района Санкт-Петербурга;
  • новизна, достаточная степень детализации;
  • практическая значимость для различных категорий педагогических работников (администрация, педагоги);
  • технологичность;
  • разноплановость (для подготовки педагогических кадров к нововведениям, для организации учебного процесса, внеурочной деятельности, работы с родителями учащихся и др.);
  • востребованность, возможность использования в массовой практике.
Инновационный опыт работы образовательных учреждений диссеминировался через мероприятия различного уровня, проведены семинары, конференции.