Школа наставников



Уважаемые коллеги! ИМЦ Приморского района приглашает к участию в сетевом проекте по разработке нового Положения о наставничестве.

Цель - представление наставничества как кадровой технологии в условиях новых стандартов. Предлагаем вашему вниманию некоторые предварительные дискуссионные тезисы:

Молодой учитель испытывает необычное, двойственное ощущение. С одной стороны, он ожидает найти возможность немедленно применить все полученные знания, потому что твёрдо убеждён: он лучше многих понимает, как следует преподавать свой предмет, да и вообще – как обустроить школу. Но в то же самое время, молодой учитель чувствует потребность в практических навыках, совсем простых; они, быть может, теперь вызывают улыбку: как войти в класс, как солиднее представить себя, как держаться с учениками в течение урока и после него; и самый загадочный вопрос в первое время работы в школе – откуда берётся дисциплина на уроках у вас, у опытных коллег.

Петербург был задуман, как пространство взаимодействия культур и поколений. Наш город был основан в обществе, которое ценило и понимало свои традиции и, в то же время, было обращено к новому. Петербург – это пространство диалога, это молодой город и город-лидер. Представляется, что похожим образом обстоит дело в коллективе с молодым педагогом. Образовательная организация – это сложившийся коллектив со своими принципами, ценностями и традициями. У молодого учителя есть энтузиазм, но поначалу недостаточно опыта, но он – носитель нового, а коллектив – носитель опыта и традиций. Самое тонкое и самое необходимое умение в этих обстоятельствах - это способность к диалогу, способность, которой петербургские педагоги обладают, как никто другой.

Молодому учителю нужны такие условия, в которых была бы возможность обучиться практическим приёмам работы и в то же время возможность представить своё видение и свои достижения. Молодому учителю требуется диалог.

Представляется, что можно сформулировать основные элементы системы работы с молодым педагогом в школе.
  • Главный инструмент в работе с молодым педагогом - наставничество, которое следовало бы сделать самостоятельным направлением в работе опытного учителя. Оно не должно быть формальным, когда молодой специалист воспринимает наставника как контрольную инстанцию, а сам наставник тяготится своим назначением.
  • Наставник видится опытным учителем, с которым у молодого педагога сложился заинтересованный и комфортный диалог. Наставничество, однако, должно сохранять строгую связь с предметом. В таком случае молодой учитель имел бы возможность обратиться к наставнику за советом о том, как разрешить вопросы, связанные с проведением урока, и с сомнениями, возникающими в начале профессионального пути. Таким образом, назначение наставника не следует производить непосредственно по зачислению молодого учителя в штат, но, напротив, спустя время, когда молодой учитель несколько освоится в коллективе, и начнёт складываться его круг общения.
  • Но представляется, что здесь существует затруднение. Действующий учитель имеет учебную нагрузку, и бывает непросто найти своего наставника свободным от урока, общения с учениками или работы с документами, а потребность в совете может быть неотложной. В таком случае наставником мог бы стать опытный и заслуженный учитель, освобождённый от формальной занятости. Например, для педагога, который пересёк пенсионный рубеж, это будет форма участия в жизни школьного коллектива.

Такой могла бы быть альтернативная форма наставничества, возможный путь развития этого института, одного из самых важных для молодого учителя.

Дискуссионная площадка по данному сетевому проекту